m_golubov

Category:

Как советские рыбаки уничтожали хек. Мне представилась картина аналогичная Халактырскому пляжу



Я уже упомянул о том, что после возвращения в порт БМРТ “Союз-4” осенью 1970 года траулер стал на ремонт на судоверфь. И вот в это время наступил для меня очень интересный период во время моей работы в УОРе. Моё любимое судно, на котором, я сделал 5 рейсов, было сделано по типу БМРТ “Маяковский” (проект 394). Нужно сказать, что именно БМРТ “Маяковский” был первенцем среди больших морозильных траулеров и конечно у него был ряд существенных недостатков. На судах этого типа морозильные камеры могли заморозить в сутки не более 35 тонн рыбы, а при работе в тропиках и того меньше. Отсутствовала система кондиционирования воздуха, поэтому при работе в тропиках, при температуре воздуха в + 40-45 градусов находиться в жилых помещениях было крайне тяжело. Я, например, чтобы заснуть намачивал простынь в охлажденной воде и, ею укрывался! Но самой большой проблемой траулеров этого типа был рыбный завод, который был крайне слабо оборудован для выпуска шкерянной рыбы и выпуска рыбного филе. Для отрезания рыбьих голов была тумба, на которой крепился электродвигатель, по бокам которого крепились дисковые ножи, вращавшиеся со скоростью 3000 оборотов в минуту. Обычно резчик за минуту отсекал от рыбьей тушки в среднем 100 рыбьих голов, опытный резчик отсекал 110-110 голов, но были ассы этого опасного дела, которые за долгие работы на этой операции наловчились отсекать от тушки хека за минуту 150 голов! Чтобы понять, что это такое, нужно было видеть эту фантастическую работу – матрос не глядя, не просто махал 150 раз рукой, а успевал ещё взять в руку рыбину, которая иной раз весила 2-3 килограмма, и отсекал за доли секунды ей голову! Особая проблема для членов экипажей траулеров, была проблема разделывания хека на филе. Обычно в рейсовом плане экипажу предписывалось выпустить 30 тонн филе, это была трудоёмкая работа, подвахта из 5-6 человек могла за 2,5 часа сделать 300-350 килограмм этого ценного продукта. Эти недостатки технологического оборудования завода приводили к тому, что если вылов хека за сутки составлял 100-110 тонн, то 15-20 тонн свежей рыбы направлялись в туковое отделение для производства муки. Но очень часто бывали случаи, когда и туковарка не могла переварить тот хек, который был на промысловой палубе. В таких случаях, траулер направлялся в сторону океана и хек струёй из пожарного насоса смывался за борт! Это делали десятки экипажей рыбопромыслового флота всех управлений Дальнего Востока работавших в том промысловом районе. Естественно, что очень скоро смытый за борт БМРТ хек, оказывался на берегу Канады или США, в зависимости от того, в каком районе шёл активный лов хека. Не один раз, придя утром завтракать в кают-компанию, я видел на экране телевизора “горы” хека смытого с советских траулеров и лежавших на берегу этих стран, причём бывало, что “горы” хека оказывались на калифорнийских пляжах! При огромном количестве хека, который экипаж траулера не мог с пользой для дела обработать, крайним оказывался механик технологического оборудования, ведь у толпы всегда должен быть крайний за неудачи её постигающие. Особенно мне досталось в том рейсе, когда мы перешли от Гавайских островов в Ванкуверо-Орегонский район. Три месяца подряд, день в день штурманами производился успешный лов хека, естественно каждую ночь его многими тоннами смывали за борт, а увеличить выпуск мороженой продукции не позволяли производственные мощности рыбного завода.


https://prozaru.com/2015/01/shtorma-2/41/

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic