m_golubov

Categories:

#Хайрюзовский #комбинат был основан на острове «#Птичий» в 1930 году и назывался комбинатом острова «Птичий». Комбинат входил в систему «Крабтреста». Управление треста находилось во #Владивостоке, руководство комбината - на острове «Птичий». В своей структуре комбинат имел консервный завод №217 на острове Птичий, который выпускал крабовые (250-300 туб) и лососёвые консервы (до 500 туб). Также были посольные цеха в селе Усть-Хайрюзово и в Усть-Ковране. В этих цехах занимались обработкой и посолом рыбы лососёвых пород. У комбината был свой добывающий флот «#Кавасаки» в количестве 10-12 плав, единиц и мотоботы для добычи краба. Транспортный флот - буксирные катера и несамоходные баржи, которые поставляли пресную воду из реки Хайрюзово на остров для технических нужд завода. Привозная вода насосами перекачивалась в бетонный бассейн, расположенный на возвышенности, и самотёком, по мере надобности, вытекала и расходовалась на производственные нужды. Доставка пресной воды вызывала большие непроизводственные расходы. Катер 2-3 раза в сутки должен был заходить в реку Хайрюзово с 55-тонной баржей (водолеем), набирать пресную воду и доставлять её на остров. Это составляло часто большие трудности, бывало, что мешали погодные условия. Пресную воду брали из небольшого источника, который находился на обрывистой части острова с западной стороны, и удовлетворял потребность жителей водой не в полной мере.

У комбината имелись орудия лова - ставные невода на морском берегу для лова лососёвых, сети и деревянные безмоторные плоскодонные лодки для лова лосося на реке Хайрюзово.

Добыча и обработка краба производилась силами работников комбината. Энергетическая база комбината располагала электростанцией (около 100 кВт), которая обеспечивала работу двух десятков электрических моторов и давала освещение на служебные и жилые помещения. Также имелись механическая мастерская, кузница, радиостанция. Использовалась энергия пара. В паросиловом хозяйстве была одна котельная с двумя паровыми котлами, лебёдками и насосами. Передача механической энергии на часть станков осуществлялась через распределительный вал (трансмиссию). Почти всё паровое оборудование, включая закаточные станки и автоклавы, было японским. Это морально устаревшее оборудование работало вплоть до закрытия рыбокомбината на о. Птичьем -до 1971 года. К слову, паровые насосы имели клейма японской фирмы с датой выпуска 1923 (!) года.

Предприятие работало сезонно. С наступлением крабовой путины из Владивостока приезжало руководство комбината, кадровые и сезонные рабочие. Также завозились запчасти, необходимые материалы, гофтара и т.д. Расконсервировалось оборудование цехов, служб, готовились жилые и подсобные помещения. Флот спускался с берега острова на воду, и начиналась добыча краба для переработки на консервы. По окончании крабовой

путины сразу переключались на выпуск консервов из лосося. По окончании лососёвой путины вся выработанная продукция отгружалась и вывозилась, а оборудование консервировалось до следующей путины. Сезонные рабочие, большинство кадровых рабочих и руководителей комбината - директор РКЗ, главный инженер, все специалисты, ИТР, служащие - уезжали домой на материк. На острове на зимовку оставалось 15-20 человек, которые занимались ремонтными работами, заготовкой льда (700 кубических метров) в ледник и подготовкой флота к новой путине.

Село Усть-Хайрюзово к 1933 году насчитывало четыре ветхих домишка местных жителей и несколько землянок. А комбинат располагал на острове жилым фондом барачного типа, в котором проживали все приезжающие на путину - и кадровики, и сезонные рабочие.

С 1936 года на территории Усть-Хайрюзова и Усть-Коврана началось строительство жилых рубленых бараков для работников посольных цехов, для подсобного хозяйства комбината.

В 1936-38 годы были построены три барака, один из которых был школой, затем здесь был размещён детский сад. Также появились конюшня, коровник, свинарник, магазин и другие производственные и

подсобные помещения. Все социально-культурные учреждения: больница, школа, детсад-ясли, клуб, библиотека, столовая, пекарня, баня находились тогда на острове Птичьем.

В середине 30-х годов на территории нынешнего села Усть-Хайрюзово было создано подсобное хозяйство комбината, работавшее круглый год. Оно имело овощеводческое и животноводческое направление, в распоряжении было около 12 гектаров пахотных земель, занятых под картофель, капусту, турнепс и другие культуры. Поголовье дойных коров достигало 40-50 голов, было до 100 голов свиней (их разводили в предвоенные годы), до 25-30 лошадей, 6-7 собачьих упряжек с нартами для транспортных и хозяйственных нужд.

Для обработки крабовой и рыбной продукции в комбинат ежегодно завозили около 300-400 человек для сезонной работы. С началом Великой Отечественной войны завоз сезонных рабочих был прекращён. А те, кто был завезён сюда в 1941 году, жили и работали на острове до окончания войны.

На рыбокомбинате на обработке краба в основном был ручной труд. На о. Птичьем до 80 человек были заняты на рубке мяса, на мойке - 32 человека, на укладке - 30 человек.

В послевоенные годы произошли структурные изменения: в 1946 году

комбинат был передан в систему «Камчатрыбпрома» с непосредственным подчинением Северо-Камчатскому «Госрыбтресту», и именно с этого времени получил название -Хайрюзовский рыбокомбинат. Управление рыбокомбината было перемещено с острова Птичий в с. Усть-Хайрюзово. А посольные цеха в селе Усть-Хайрюзово и в селе Усть-Ковран были переименованы в рыбозаводы №1 и №2. Консервный завод N927 пока оставался на острове Птичьем. В Усть-Хайрюзово продолжало расширяться жилищное строительство, а также и производственные, и культурно-бытовые помещения. В начале 1955 года в систему Хайрюзовского рыбокомбината был передан Сопочновский рыбокомбинат с рыбозаводом №30. А в декабре 1955 г. он вновь был передан, теперь уже Ичинскому рыбокомбинату.

С 1958 года в рыбокомбинат начали поступать суда промыслового флота типа МРС-80. Было получено 17 судов для добычи рыбы на береговом шельфе, а также буксирные суда (катера) типа «ж» и металлические плашкоуты и баржи для перевозки горючесмазочных материалов.

В I960 году в Хайрюзовском рыбокомбинате началось строительство холодильника, который был введён в эксплуатацию з 1963-1964 гг. Также была построена и сдана з эксплуатацию новая электростанция.

В начале 1965 года добывающий флот и орудия лова были переданы колхозам, и с того времени Хайрюзовский рыбокомбинат перешёл только на обработку краба и рыбы.

В1971 году были построены здания консервного и тукового цехов, производственной котельной, лаборатории, трёх общежитий для сезонных рабочих. Осенью 1970 года рыбоконсервный завод на острове Птичий был демонтирован, а новое оборудование смонтировано в новом консервном цехе.

В 1971-72 году была построена и пущена в эксплуатацию новая более мощная электростанция.

С мая 1971 Хайрюзовский рыбокомбинат начал работать в селе Усть-Хайрюзово.

В 1973 году из г. Петропавловска-Камчатского был доставлен плавкран, который в период крабовой, путины ставился на рейд у острова Птичий для приёмки стропов с крабом от судов добывающего флота колхоза «Красный Октябрь». А доставку стропов с крабом с плавкрана в консервный цех осуществлял | транспортный флот рыбокомбината. 

Оборудован пирс для швартовки судов с крабом, непосредственно примыкающий к консервному цеху. На пирсе установлен электрокран для разгрузки* судов с крабом, рыбой и с, грузами. Была смонтирована панциресрывочная машина, по транспортёру краб I попадает в крабоварочную машину. До этого краб варился в металлических баках. Здесь следует сказать о реконструкции, модернизации и установке нового оборудования: станков, линий, механизмов, а также трак-* торного и автомобильного парков.

С конца 1974 года рыбокомбинат кроме крабовых и лососёвых консервов вы-пускает консервы из скумбрии, а с 1975 года - консервы «Завтрак туриста». В 1975 году рыбокомбинат переходит на круглогодичную работу. 

С1974 года в Усть-Хайрюзово рыбокомбинатом на смену квартирам барачного типа ведётся интенсивное жилищное строительство... *

В общем, много воды утекло, много сменилось директоров... Старожилы, конечно, помнят Трусова Ю.Н., Иванченко Ю.И., Азатова М.Р.... ‘ Затем «Хайрюзовский РКЗ» был переименован в ЗАО! «Хайрюзовский РКЗ». С 19 января 2017 «ЗАО» переименован в «АО», а директором его с 2016 года является наш земляк, молодой и перепективный - Запороцкий Сергей Сергеевич.

Успехов вам в путине-2020!

Н. ТИМОШИНА..

«Народовластие» № 31-32 от 25.04.2020 г.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic